ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ!




«Развитие познавательной и творческой активности детей             дошкольного возраста в процессе создания мультфильма»

Фунтикова Любовь Сергеевна, воспитатель
БДОУ г.Омска «Детский сад №41»

В свете разработки нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особую значимость приобретают целевые ориентиры личности: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, творчество, любознательность, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
Современные педагоги находятся в постоянном поиске новых эффективных методов и приемов воспитания и развития детей. Чем же удивить современного ребенка, увлечь, разбудить его инициативность, самостоятельность, творчество? Что, больше всего любят наши дети? Дети любят смотреть мультфильмы, любят придумывать свои собственные сказки и истории, со своими героями, со своими мечтами и проблемами. Можно создать свой мультфильм – это интересное и новое занятие для детей. В итоге дошкольники получат наглядный результат проделанной работы – собственный мультфильм, дети, педагоги и родители объединятся общей целью. При этом анимация является средством развития:
- творческих способностей (художественное творчество, словотворчество), направленных на создание нового. Творческие способности будут формироваться на нестандартном материале, с которым ребята еще не сталкивались. Это позволит раскрыть их способности в новом свете.
- сенсомоторных качеств, связанных с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, пространственных отношений, цвета, ритма движения. 
- коммуникативных навыков: коллективное анимационное творчество будет развивать в ребенке умение общаться, договариваться, согласовывать действия. У детей появится чувство команды, общности достижения цели.
- основ исследовательской деятельности: экспериментировать, делать выводы, интересоваться причинно-следственными связями.
- развитие речи: обогатится словарь, дети будут обращаться с просьбами и вопросами, использовать речь для выражения своих мыслей, обсуждать план действий.
- каждый ребенок получит новые знания и представления о создании мультфильма, о профессиях мультипликаторов, новом оборудовании и компьютерных возможностях.
- совместная деятельность детей и педагогов по созданию мультфильма предполагает интеграцию таких образовательных областей как: художественное творчество, музыка, коммуникация, развитие речи, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность.
Детские психологи считают, что герои мультфильмов могут послужить настоящими учителями толерантности, оптимизма и умения решать жизненные задачи. Мы живем в многонациональной стране, поэтому вопрос толерантности очень актуален.
Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.
Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора.
Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т. д.
Съемочный процесс включает:
- придумывание и обсуждение сюжета;
- создание персонажей и декораций;
- съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров;
- монтаж.
Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:
·        выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами), идея — сценарий.
·        Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей. Подготовка декораций и фона Установка декораций на площадке для съемки.
·        Съёмка мультфильма – анимация (один из детей, выполняет роль оператора занимает место у ноутбука с закреплённой видеокамерой), а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом): чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными; во время съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались; не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось); в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени; чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки.
·        Монтаж мультфильма (весь отснятый материал просматривается, лишние кадры удаляются): чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше – тем более прерывистые. Расчет времени зависит от программы. Совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.
·        Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре: при необходимости записывайте текст небольшими кусочками; во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов); можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя...).
·        Музыкальное сопровождение, титры.
Таким образом, создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одно их эффективных средств формирования познавательного интереса. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.      Веракса деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с. ,
2.     Панкова проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. ,
3.      Степанова мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.54–59.







Речевая агрессия у детей

 Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей. Если раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской агрессии (дерется, толкается, кусается), то последнее время особую тревогу вызывает агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается). Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный - такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.
Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение.
Необходимо различать агрессивное речевое поведение - ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность - как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.
Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии. Так, уже четырехмесячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует криком и гневной мимикой. Средние и старшие дошкольники активно проявляют словесную агрессию, унижая, оскорбляя, запугивая, высмеивая друг друга, ссорясь и «выясняя отношения» на повышенных тонах.
Существуют реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей - по причине элементарного неумения цивилизованно, корректно, не обидно выражать свои отрицательные эмоции. Так, пятилетний мальчик неудачно бросает мяч - он попадает в лужу. «Чо, дурак что ли?!» - презрительно замечает его товарищ по игре. Незамедлительный риторический вопрос мамы «Разве можно так ругаться?!» натыкается на недоуменное: «А что, скажешь, умный?». Вполне очевидно, что механическое одергивание («Так нельзя!», «Что говоришь!»), которым преимущественно ограничивается воспитатель, лиши усугубляет ситуацию, демонстрируя бессилие взрослого и явную неэффективность подобного воздействия.
Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его проступки («вечно ты...!»; «Ты всегда...!»).
Возникает «замкнутый круг»: добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию - протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло». По данным психологических исследований, 29 % всех агрессивных актов детей от 3 до 9 лет составляют ответные реакции на агрессию противоположной стороны.


Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение - посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.
Речь воспитателей дошкольных учреждений иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!»; унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!»...).
Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретные воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.
Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.
Речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением.
Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.
Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова -способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.
- прямое порицание - самый известный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка.
- игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует на грубость, делает вид, что Не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность.
- переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий.
- метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания») и другие.
Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?
Речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам...»), использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).
Иногда мы забываем о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как ее обоснование - разъяснение, для чего нам необходимо выполнение или невыполнение какого-то действия.
Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных.
Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки («Мне плохо, когда вы говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» - проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора («Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то..»).
Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.


КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ

Что стоит за «плохим» поведением?
Случается,  что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное  непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость,  злоупотребляет своими способностями.
Следует одновременно сделать три вещи:
1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.
2. Создать дома или группе детского сада атмосферу заботы,  понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость  демонстрировать вызывающее поведение.
3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя  плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и  самоуважению.
Как быть…
·        У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.
·        Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).
·        Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома.
·        Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.
·        Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами:  плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в  развитии.
·        Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.
·        Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.
Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.
Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное  поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна  быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя  лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и
 поручали сложные задания.
Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы  ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а  не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.
Наименее эффективный способ реагирования – наказание.
Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже  чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет  их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству  между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.
Как и за что хвалить ребенка?

Все мы  хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который  протягивает вам только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?»
 Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у него низкая самооценка,  или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности  своих действий, или…
Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего мы и поступаем. Так чаще всего поступать и не стоит.

Как быть…
Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.
Вы (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе): «Ты  нарисовал вот здесь большой дом… из трубы идет густой дым… а внизу я  вижу что-то синее, здесь еще пустое место…»
Когда продукты деятельности ребенка встречают такой без оценочный  прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило,  забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно  слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в  разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме,  второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут  будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в
 эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом  начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок  не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную  заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в
 общение, увидел перспективу своих действий.
Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.
Вам показалось, как всегда, слишком длинно?
Используйте  иногда короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что  ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».
Еще пример:
– Посмотри, что я делаю.
– Ты играешь с глиной.
– Что мне сделать?
– Ты можешь сделать все, что захочешь.
– Ладно, я сделаю птичку.
– Ты решил сделать птичку.
Старательно лепит, наконец поднимает руку с вылепленной птичкой.
– Вам нравится?
– Ты очень старался.
В конечном счете, важно, что думаем мы сами.

Когда и как помогать ребенку?

Маленький, беспомощный – как ему не помочь. Одеваем, обуваем, водим рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него…
Возмущаемся: какой несамостоятельный! Тревожимся: научится ли? В  результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности  реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.
На что ребенок имеет право, то есть что в его компетенции:
 устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои  суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия,  пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по образцу и многое  другое.

Как быть…
Прежде чем помогать, следует понаблюдать – а требуется ли помощь?
Подумать, чем вызвано желание помочь: потребностью ребенка или  желанием взрослого ускорить события (быстрее одеть), придать игре  нужное русло (по сути, переключить), услышать желаемый ответ, увидеть  ожидаемое действие (сделать за него).
Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.
А теперь – как.
Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не  получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь  тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты
 обратился за помощью?
Таким образом, вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.
После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно  определить, какая помощь нужна – подсказка, поддержка, одобрение,  подтверждение правильности действий, показ и т. п.
Если ребенок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно, он будет приобретать собственный уникальный опыт.
Таким образом мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности.

Как поддерживать у ребенка положительную самооценку?

Ребенок  с развитым чувством самоуважения доброжелательно относится к  окружающим, терпим как к своим собственным, так и к чужим слабостям.  Самонадеянность или эгоизм часто являются результатом недостаточного  самоуважения – не чувствуя уверенности в себе, ребенок может вести себя
 агрессивно и высокомерно, защищаясь от того, что он сам воспринимает  как агрессию или превосходство других

Что можно сделать…
• Самый  эффективный способ – помочь ребенку обнаружить свои сильные стороны.  Иногда задатки очевидны, например ребенок может иметь чудесный голос и  хорошее чувство ритма. Чаще способности менее заметны, однако они точно  есть. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям  других людей. У других хорошее воображение, помогающее им находить  новые решения задач. У третьих милый, добродушный характер.
• Развивать сильные стороны, а не исправлять слабые – еще одна позитивная стратегия.
• Помочь ребенку увидеть как сильные (прежде всего), так и слабые  стороны других людей. Не скрывать свои слабые стороны. Чаще относиться  с юмором по отношению к своим слабостям.


Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?

Дети  не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать  силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет  соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить.  Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы  принимаем решения за ребенка, мы лишаем его возможности  само реализовываться, проявлять инициативу и творческие способности,  приобретать автономность.
Дети тысячи раз в день в самых разнообразных ситуациях провоцируют  нас на принятие решений за них: «Во что мне поиграть?», «Какую рубашку  мне надеть?», «Каким цветом рисовать небо?» и т. д.

Как быть…
Использовать  ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему  обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.
Например, ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: «Что это?» Невероятное удовольствие слышать вопросы детей. Вот уж где простор для педагогической самореализации – понять  вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка, о  сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою   осведомленность и мало ли чего еще. Случается – вопрос короткий и  конкретный. Ответ пространный и многозначительный.
Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку – значит подавить  креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать  инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав:  «Это может быть всем, чем ты захочешь».
В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать/выбрать/придумать сам».
Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не  может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи  мне, что именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы  помочь тебе».
Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и  придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум  взрослому.


Как развивать любознательность ребенка?

На  протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые  должны создавать благоприятные условия для развития у него  любознательности, которая затем перерастает в познавательную  активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить
 его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно  наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка.

Как быть…
Много  рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять,  обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение  предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства.
Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию их  представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное,  созидательное отношение к окружающим людям, к предметам.
Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с  помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и  экспериментирования.
Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях.
Выводите детей на экскурсии для накопления непосредственных впечатлений.
Знайте интересы и привязанности ребенка и учитывайте его интересы и  пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных  мероприятий.
Предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь  картинку», «Путаница», «Что было бы, если…», «Какой игрушки не стало?»  и др.
Создавайте дома или в детском саду условия для самостоятельной  познавательной деятельности. Например, создайте уголки  экспериментирования, внесите песок и воду, создайте возможность для
 приготовления пищи. Развесьте различные схемы, модели, карты,  пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.
Занимаясь с ребенком, создавайте условия для более эффективного  развития отдельных познавательных процессов. Например: развивать  воображение в изобразительной деятельности и др.
Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребенка то, что он может  сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их  думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети  придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом  предоставлять детям право выбора.

Как помочь ребенку планировать свою деятельность?

Мы  говорим: важно воспитать самостоятельность, ответственность; ребенок –  субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учетом  собственной активности ребенка.

Вместе с тем иные воспитатели настолько привыкли продумывать,  выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду,  что доныне пишут в конспектах занятий возможные ответы детей на вопросы  воспитателя. Попробуйте спросить детей вашей группы: «Что сейчас будет,
 что будет после занятий?» – «Не знаю».
Это истина. И это камень преткновения.

Как быть…
Принять  как данность то, что даже маленький, 2-3-летний ребенок НЕ МОЖЕТ БЫТЬ,  а ЯВЛЯЕТСЯ субъектом собственной деятельности. Он сам вам об этом  заявляет, утверждая и настаивая: «Я сам!»

Твердо знать, что у ребенка есть компетенции, полученные им по праву  рождения человеком: действовать, двигаться, общаться, включаться в  группы и выходить их них, играть. Это его право.

Чтобы право не превратилось в анархию и беспорядочность, можно и нужно помочь ребенку планировать его деятельность.

Установить обязательное (прежде всего, для вас) время, когда вы все  вместе планируете весь день, или только время после сна, или  предстоящее всему детскому коллективу дело. Например, это может быть
 утро понедельника (утро радостных встреч) или утро каждого дня до/после  завтрака.

Коротко расскажите детям, что вы предлагаете им: «Сегодня у нас два  занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на  математике мы будем считать до десяти». Это первый шаг, и только о  занятиях. Второй и многие другие: «Подумайте и решите, чем бы вы сами  хотели сегодня заниматься».

Поддержите ребенка, первым высказавшего свою идею: «Андрюша решил  построить дом. Где ты его будешь строить? Какие материалы тебе нужны? С  чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить  строить вместе с тобой? Что ты поручишь Илюше? И т. д.
Важно, чтобы у детей формировался образ и образец планирования.
Не забывайте о планах детей. Спрашивайте о результатах, успехах и неудачах.
Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет  зависеть от вас, детей вашей группы и дела, о котором вы хотите  поговорить.
Как облегчить ребенку расставание с родителями?

Болезненная  разлука с родителями может возникнуть у детей любого возраста. Детям  тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это и страх  разлуки, и плохое настроение, и конфликт между ребенком и родителем, и  долгий перерыв в посещении детского сада, и др. Со стороны  педагогического персонала требуется поддержка, важно успокоить ребенка,  объяснить, что родители вернутся за ним, а во время их отсутствия о нем  позаботятся.

Как быть…
РОДИТЕЛЯМ
Один  из вариантов – пройти вместе с ребенком в группу и оставаться там в  течение некоторого времени, чтобы ребенок мог найти себе занятие по  интересам.

Обязательно прощайтесь с ребенком и говорите ему, когда вы за ним  вернетесь. Ритуалы прощания могут быть разные: поцеловать ребенка,  прочитать прощальное стихотворение, прощаться ручками, носиком,  глазками, помахать рукой, посмотреть в окно, как уходит мама, ввести  ребенка в группу и др.

Оставьте какие-то свои вещи ребенку, чтобы ему не было одиноко: фотографию, расческу, заколку, шарфик и др.
ВОСПИТАТЕЛЯМ
Выясните, какие игрушки и какие занятия интересуют ребенка, и предложите их ему, когда он появится в группе.
Уделяйте ребенку дополнительное внимание, пока он привыкает к обстановке и успокаивается.
Встречайте ребенка в приемной с улыбкой, радостью, что он пришел к вам в группу.
Увлеките ребенка интересной игрушкой, сюрпризным моментом, интересным заданием или вовлеките его в коллективную игру.
Поговорите с ребенком, скажите ему, что вы понимаете его чувства.  Дайте возможность ребенку выразить свои чувства в рисовании или  разговоре со взрослым, которому он доверяет, или с «лучшим другом».
Разрешайте ребенку приносить с собой из дома любимую игрушку, книгу.  Прочитайте книгу для всех детей, пусть ребенок научит других детей  играть в свою любимую игру.
Порекомендуйте родителям первое время забирать ребенка пораньше, чтобы он не остался последним в группе.

И, что самое важное, создайте вокруг ребенка обстановку безопасности и заботы.

Как помочь ребенку заснуть в тихий час?

Тихий  час – это время тепла и покоя. Однако иногда он для некоторых детей  превращается в настоящую пытку. Дети с трудом дожидаются окончания  этого режимного момента. Взрослые призывают соблюдать правило тишины и  контролируют поведение детей. Сделать дневной сон безмятежным вы  сможете, если обратите внимание на создание правильной атмосферы,
 проведете с детьми специальные успокоительные процедуры.

Как быть…
По возможности затемните помещение спальни и включите детям негромкую спокойную музыку, пусть она играет во время тихого часа.
Соблюдайте режим, не стремитесь детей уложить пораньше, важно, чтобы дети испытывали усталость перед сном.
Перед сном почитайте детям или спойте песенку, дайте им возможность хотя бы 10 минут полежать и полистать книжки.
Используйте игрушки, другие предметы, помогающие ребенку уснуть.
Между кроватками сделайте расстояние 0,5–0,7 метра, чтобы дети не  мешали друг другу. Детей, которые спят рядом, положите валетом.
Напомните детям установленные вами правила на время тихого часа.
Посидите с теми, кому это необходимо, на кроватке, погладьте их по спинке, помассируйте.
Некоторым детям нужно поворочаться с боку на бок, чтобы уснуть, предоставьте им эту возможность.
Вы сами можете ненадолго прилечь, так как дети любят делать то же самое, что и взрослые.

Если дети специально поднимают шум и будят других детей, спокойно  переведите ребенка в другое помещение, ничем не показывая своего  недовольства. Скажите ребенку, что он вернется в общую комнату сразу,  как только сможет лежать тихо.
Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не угомонится.

Если дети очень активные и шумные, поставьте кровати между полками и  шкафами, создайте ширмы, чтобы разгородить помещение на несколько  спальных уголков.

Некоторые дети просто не спят днем. Тем не менее им тоже нужен  отдых. Попросите их немного полежать (30–40 минут), а затем поднимите и  дайте поиграть в спокойные игры или тихо чем-то заняться в другой
 комнате.
Никого не поощряйте за сон, ведь сон – это не та вещь, которую  ребенок может контролировать сам. Однако детям, которые не спали, но  выполняли все правила, скажите, что они поступили хорошо, что не мешали  спать другим детям.
Как удержать беспорядок в разумных пределах?

Беспорядок в  комнате или группе детского сада может просто означать, что дети играют  увлеченно, старательно, азартно. Если дети не умеют пользоваться  материалами, игрушками, то они могут оставлять после себя разбросанные  предметы, мусор. Тем не менее если беспорядок выходит за все границы,  то это может привести к хаосу, трате большого количества времени на  уборку, порче мебели, одежды, пособий. А это далеко не обрадует никого  из взрослых.

Как быть…
Выработайте с детьми правила или напомните об уже существующих правилах пользования материалами, уборки рабочего места и др.
Сделайте на полки с игрушками и материалами маркировочные таблички  (для маленьких детей – картинки, для старших – ярлычки со словами),  чтобы дети знали, где что должно лежать.
Внимательно следите за ходом игры детей. В случае затруднения  покажите детям, как можно рационально использовать разные материалы.  Если ребенок оставил после себя беспорядок, верните его туда, где он  работал, для наведения порядка.
Придумайте с детьми дежурство, чтобы каждый день кто-то из детей  отвечал за порядок в книжном уголке, уголке рисования, строительства,  настольных игр и др.
Устраивайте с детьми один раз в неделю (или один раз в месяц)  «санитарный день» или игру «А у нас порядок». Постарайтесь это  мероприятие сделать для детей интересным, веселым, но не очень длинным.  Обязательно отмечайте, каким уютным и красивым становится помещение.
Пусть одежда детей на занятиях ручным творчеством будет такой,  которую не жалко бы было испачкать красками, клеем или пластилином.
Пусть во время рисования, лепки, конструирования у ребенка будет  возможность при необходимости помыть или хотя бы протереть руки.
Накройте стол бумагой или клеенкой, чтобы его не запачкать,  постелите газеты под стол, чтобы не испачкать пол и после работы можно  было бы легко убрать газеты.

Приобретите корзинки для мусора и поставьте их вблизи от того места,  где дети занимаются творчеством, дети будут чаще ими пользоваться.  Заведите щетку, которой можно сметать со стола, – это занятие очень  нравится детям.

Введите закон: прежде чем начинать заниматься чем-то другим, каждый ребенок обязан все за собой убрать на прежнее место.

На собственном примере приучайте детей к порядку. Когда вы будете  сами демонстрировать детям соблюдение порядка, они начнут следовать  вашему примеру.
Как обеспечить порядок, не говоря детям «нет»?

Фантазии  детей безграничны. Печенье в виде «футбольного мяча», разрисованные  «дивным узором» обои или каша-малаша в центре песка и воды – далеко не  предел. Главное, за большинством из детских выходок нет желания  досадить взрослым любыми способами. Есть увлеченность делом,  неосведомленность о «взрослых ограничениях», недостаточные навыки.

Как предупредить возникновение проблемы

• Прежде  всего следует заранее договориться о правилах. Например: песок – в  песочнице. И никаких исключений «для одного разика». Так как дети могут  забыть правило в пылу игры, вместе нарисуйте его и повесьте там, где  оно может служить своевременным напоминанием.

• Зная, что движения азартно играющих детей могут стать  импульсивными, размашистыми и, как следствие, приводящими к тому, что  мука рассыпается, вода проливается, а краска капает, обязательно
 используйте халатики, нарукавники, подкладки и пр. Например, для  занятий творчеством (рисованием, лепкой, аппликацией и т. п.) можно  использовать старую мужскую (папину) рубашку с подрезанными рукавами.  Большие пластиковые пакеты для мусора с прорезанными в них отверстиями  для головы и рук уберегут одежду детей во время игр с водой и песком;  подстеленные на пол и на стол газеты позволят сберечь время и нервы  взрослого как во время игр с водой, так и во время творческого
 рисования.

• Не скупитесь на мусорные корзины, ставьте их там, где они нужны реально.

• Предусматривайте возможность для рисования «с душой» – вместо маленьких листочков бумаги предложите детям рулон обоев.


Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить

     Если ребенок  2 – 2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей , и они обращаются к врачу.
    Ну а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыши в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими или у них нарушен ритм и темп речи – они говорят захлебываясь, очень быстро или, наоборот, тянут слова и т.д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что «маленьких детей вообще трудно понять».
     Конечно, на ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это можно считать «нормой» для детей не старше 2,5 – 3 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у детей более старших и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание – не связаны ли они с каким-то расстройством.
     В настоящее время расстройства речи изучены достаточно хорошо, , и многие из них успешно излечиваются.  Знание о том, что является отклонением от правильного развития речи, что относится к ее расстройствам помогает вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи, и дефект может быть выправлен быстрее, так как чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи, тем труде его лечить.
     Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств:
1.     нарушения звукопроизношения;
2.     нарушение ритма  и темпа речи;
3.     расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
4.     недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
      К нарушениям звукопроизношения относят косноязычие (его называют также дислалией) и дизартрию – нечленораздельную речь.
     Косноязычие выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), в искажении звуков ( ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим.
     Косноязычие бывает функциональное и механическое.
     При функциональном косноязычии слух и строении артикуляционного аппарата нормальны, и причины нарушений речи заключены в слабости нервных процессов, протекающих в мозгу. Механическая форма косноязычия обусловлена врожденными неправильностями строения ротовой и носовой полостей (губ, зубов, неба, носовых ходов и т.д.). При этих поражениях страдает не только произношение звуков, но очень часто встречаются и нарушения тембра голоса, ритма речи и т.д.
     Функциональное косноязычие (пропуск, искажение, замена звуков) на втором-третьем году жизни ребенка может считаться закономерным явлением. Существует даже термин: «физиологичская дислалия». Если же дефект произношения держится и в более старшем возрасте, то нужно обращаться к логопеду.
     Больше всего дефектов наблюдается в произношении звуков, у которых трудный способ артикуляции. При этом чем сложнее артикуляция звука, тем больше будет дефектов. Чаще других встречаются дефекты в произношении звуков «Р» и «Л» (так называемые язычные звуки), несколько реже в произношении звуков «С», «З», «Ц» (свистящие), «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» (шипящие).
     Нарушения произношения звука «Р» чрезвычайно разнообразны.

Тренинг для родителей "Воспитание нравственности. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?


Продолжительность: 1 час
Время проведения: 17.00
Место: Музыкальный зал
Оборудование: фломастеры, бумага, булавки, круглый стол, стулья по количеству участников, школьная доска.
Предварительная работа: беседа с воспитателями группы, наблюдение за воспитанниками, проведение социометрического исследования по методике «Секрет» с целью выявления уровня развития взаимоотношений между детьми.
Цель тренинга – дать новую информацию по вопросам воспитания старших дошкольников, рассмотреть проблему детской конфликтности и причины ее возникновения.

Ход тренинга

1. Приветствие.

Педагог. Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения с ними, оптимальным методам разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или асоциального поведения ребенка.
Меня зовут _________________, я педагог. Для того чтобы нам легче было общаться, предлагаю всем сделать визитки, на которых будут указаны ваши имена, которыми вы хотите, чтобы вас называли. С помощью булавок закрепите свои визитки на одежде, и мы продолжим наш тренинг. (Участники тренинга выполняют задание.)

2. Основное содержание.

педагог. Работая с детьми, вижу, что у одного дошкольника детство – это радужный мир, наполненный яркими впечатлениями, в котором ему легко и комфортно, а у другого – это мир непонимания, обид и злости, которые травмируют душу ребенка и ожесточают его маленькое сердце.
Ваши дети очень разные, запоминающиеся, у каждого есть свои неповторимые отличительные черты. Нужно их только увидеть и понять. Приглашаю вас, уважаемые родители, быть моими союзниками в увлекательном путешествии по стране детства.
Я стою на позиции того, что детский сад существует в помощь семье, что основными педагогами ребенка являетесь вы – родители, а мы, работники детского сада, оказываем вам необходимую помощь и поддержку в воспитании и развитии ваших детей.
Мое искреннее желание – помочь вам понять своего ребенка и научиться дорожить им, как самим дорогим сокровищем на свете.
Каждый родитель индивидуален и выбирает свою тактику поведения (установки, принципы, стереотипы), которые он применяет во всех сферах своей жизни (семья, работа, отношения в обществе, воспитание детей). А ребенок, как губка, «впитывает» все то, что видит, слышит и чувствует.
Для меня поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании внутреннего мира и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
В вашей группе было проведено социометрическое исследование, которое помогло выявить проблемы во взаимоотношениях между детьми. К сожалению, есть дети, которые попали в группу «непринятых» и «изолированных». Какие это дети? Очень разные: одни – неопрятные, другие – тихие, плаксивые, третьи – агрессивные. Есть дети, плохо владеющие игровыми навыками и т.д. Вокруг непопулярных детей то и дело возникают конфликтные ситуации, основной причиной которых является нежелание сверстников с ними играть. К тому же, у сверстников вызывают раздражение те дети, с кем трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные и неумелые. Среди непопулярных детей особое место занимает агрессивный ребенок, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам.
Итак, давайте рассмотрим причины возникновения детских конфликтов.
Во-первых, такое поведение можно расценить как импульсивность. Ребенок действует под воздействием момента, то есть «здесь и сейчас». Один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, как можно поступить еще. Завязалась драка.
Во-вторых, в развитии драчливости детей огромную роль играет пример взрослых, в первую очередь – родителей, а именно физические и моральные наказания дома. Если родители часто наказывают ребенка, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Вы должны знать, что физическое наказание, как правило, дает временный результат, но зато вызывает злобу и агрессивность.
В-третьих, развитию драчливости способствует телевидение, современные мультфильмы типа «Том и Джерри» и компьютерные игры. Естественно, изолировать детей от телевизора и компьютера практически невозможно, но ограничить количество просматриваемых мультфильмов и фильмов, насыщенных сценами драк и прочего насилия, просто необходимо.
Как быть? Как воспитать ребенка, чтоб ему было комфортно в нашем мире. Опишите, пожалуйста, каким вы хотите видеть вашего ребенка и почему? По очереди называйте желаемые качества, а мы будем записывать их на доске.
  • Послушный
  • Честный
  • Не жадный
  • Справедливый
  • Внимательный
  • Добрый
  • Общительный
  • Ласковый
  • Смелый
  • Умный
  • Умеет постоять за себя
  • Хорошо говорит
  • Здоровый
  • Умеет себя занять
  • Любознательный
  • Помогает взрослым
Посмотрите, как много положительных качеств человека вы назвали. А какое общее понятие их объединяет? (Нравственность)
Нравственность - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Давайте подробнее остановимся на таких качествах, как доброта и послушание. Что это такое и для чего оно нужно? Добрый человек – расположен к людям, проникнут участием к ним, готов прийти на помощь, поддержать, выражает сочувствие, отзывчивый, проявляет теплоту, чуткость. Воспитывая добром, в ответ мы получаем добро. Не зря народ сложил столько пословиц и поговорок о значении добрых дел в жизни человека.  Вашему вниманию предлагаются некоторые из них:
«Учись доброму – худое на ум не пойдет» (Дети должны быть заняты интересной игрой, чтением, спортивными играми и пр.)
«Добро сеять, добро и пожинать» (Авторитетом среди сверстников пользуются дети, как правило, общительные, веселые, ловкие, умелые, смышленые и опрятные, знающие много игр, умеющие договариваться.)
Какие методы вы используете для воспитания доброты в своем ребенке? (ответы родителей)
Послушание (по Ефремовой Т.Ф.) – повиновение, покорность. Требовать от детей послушания. Как? И надо ли в ребенке воспитывать послушание? Называйте возможные причины, из-за которых вы хотели бы воспитать это качество в своем ребенке, а мы запишем их на доске.
  • Чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами.
  • Учился учитывать интересы других людей.
  • Приучался к порядку, дисциплине.
  • Для личной безопасности ребенка.
  • Чтобы ребенок соблюдал режим.
  • Не конфликтовал с окружающими.
  • Был управляемым.
Педагог. А как вы добиваетесь послушания в разных повседневных ситуациях? Передавайте игрушку по кругу и называйте ваши собственные, а также возможные (допустимые) способы наказания (все высказывания записываются на доске).
  • Шлепают
  • Ставят в угол
  • Пугают
  • Лишают развлечений
  • Лишают сладостей
  • Лишают подарков
  • Используют окрики
  • Читают нотации
  • Стараются объяснить, уговорить
  • Переключают внимание
  • Обижаются
  • Используют игровые приемы
Давайте попробуем рассмотреть несколько ситуаций, касающихся разных видов наказания. (В зависимости от выбранного вида наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребенка.)
Ситуация для анализа
Пятилетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
- Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил ребенок.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что я кашлял, - ответил ребенок.
Вопрос. Уважаемые родители, какими, по вашему мнению, могут быть последствия взаимонепонимания? (Ответы родителей)
Ситуация для анализа
- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.
- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера? – строго говорит отец.
Лицо девочки меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает еще один заход:
- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?
- Мне не до елочки сейчас. Позже расскажешь.
Вопросы:
- Что испытывает ребенок в подобной ситуации?
- Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочери?
- Стараетесь ли вы поддержать стремление своего ребенка поделиться с вами своими радостями и огорчениями?
Ситуация для анализа
Мама говорит пятилетнему сыну: - Пора спать.
А сын заявляет: - Не хочу!
Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает: - Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны – мишку или зайца?
И вот мальчик тянется к зайцу, послушно ложиться спать.
Вопросы:
- Какой прием использовала мама?
- Вы используете подобные приемы?
- В чем их эффективность на ваш взгляд?
Родителям предлагается высказать свою точку зрения и обосновать ее.
Негативные формы наказания
Педагог. Кто-нибудь помнит себя в детстве, когда вы еще не ходили в школу? Вспомните, пожалуйста, самое яркое (в плохом смысле, т.е. обидное, грустное) наказание того времени. За что вас наказывали? Как это делали? И какие чувства вы при этом испытывали? (Унижение, обида, страх, вина; ощущение, что тебя не любят, отвергают; горе, ответная агрессия, растерянность и пр.)
Такие методы, как физические наказания, окрики, лишение общения, попытки напугать ребенка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым, ущербным и, в конечном итоге, могут стать источником невротических реакций. В результате таких воздействий взрослый, преследуя благую цель – развить положительное качество у ребенка, на самом деле может нанести вред его личностному развитию и психическому здоровью.
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.
Положительные выходы из ситуации
Педагог. Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов воспитания, как объяснение, уговоры, переключение внимания. Можно отвлечь ребенка игровым приемом или самому отойти в сторону, чтоб ребенок видел, что его поведение на вас не оказывает никакого влияния. Эти методы эффективны по своим последствиям, так как ребенок не испытывает унижения, обиды, страха. Напротив, получает правильный образец поведения и у него сохраняется положительное самоощущение.
А еще огромнейшее значение в воспитании нравственности играют русские народные сказки, потешки, песни, стихи, рассказы. В наше время, в силу своей занятости, читаем ли мы детям сказки? Беседуем ли о поступках героев? Используем ли в своей речи пословицы и поговорки о добре, красоте, справедливости? Задумайтесь над этим.
Из всего сказанного видно, что фундамент личности человека закладывается в раннем возрасте и во многом определяет его дальнейшее развитие. И такие негативные моменты, как детское непослушание и нарушение правил поведения часто имеют психологическое обоснование. Так,авторитарный стиль воспитания (физическое, психическое (эмоциональное) и моральное насилие) способствуют накоплению у ребенка негативного опыта общения с взрослыми и сверстниками, формирует недоверие к миру, низкий уровень инициативности, любознательности, неуверенность в себе, тормозит развитие творческих способностей. Такие дети не умеют общаться, им трудно налаживать взаимоотношения с окружающими, искренне дружить.
И, напротив, личностно-ориентированный (гуманистический) стиль способствует накоплению у ребенка позитивного опыта общения с окружающими людьми, дает ему возможность развивать инициативность, познавательную активность, творческие способности, уверенность в себе и в своих силах. Если в семье родные взрослые делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять доброжелательное отношение, прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.
А.С.Макаренко писал: «…Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно…»

3. Рефлексия.

Педагог. А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Прошу каждого, передавая мячик, поделиться своими впечатлениями. Что вы узнали нового? Было ли это мероприятие полезным для вас? Что бы вы хотели узнать еще?
Подводя итог, хочу сказать, что воспитать доброго, незлобливого человека можно только правильным личным примером и любовью. Обнимайте своего ребенка по несколько раз в день, говорите о своей любви к нему, хвалите за достижения, даже самые маленькие, больше с ним общайтесь (через игру, совместную бытовую деятельность), помогайте справиться с проблемами. И тогда он одарит вас доверием и взаимной любовью, а в коллективе сверстников будет успешным и востребованным.
Мудрецы говорили: «Сорви цветок любви и подари его тому, кто рядом с тобой и тогда любовь навечно поселится в его сердце!»  Мы искренне желаем успехов вам и вашим детям!
Спасибо всем за продуктивную работу! До новых встреч!
1.  Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Авт.-сост.: Глебова С.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111с.
2. Зверева О.Л. Родительское собрание в ДОУ: метод. пособие / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128с.
3.    Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176с.
4.  Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 56с.

Семинар-практикум «Играем вместе – играем от души»

….духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки,
Музыки, фантазии, творчества.
Без того он – засушенный цветок.
В.А.Сухомлинский

Цель: показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Подготовительный этап
1.     Анкетирование родителей: «Создание условий для игровой деятельности в домашних условиях».
2.     Интервьюирование детей старшего дошкольного возраста: «Люблю ли я играть?»
3.     Изготовление для родителей приглашения.
4.     Изготовление памяток с рекомендациями.
5.     Подбор игрового оборудования и оформление выставки.
6.     Экспозиция выставки детского художественного творчества: «Моя любимая игрушка».
7.     Подбор методического материала для организации выставки.

Ход семинара

1. Теоретическая часть
Уважаемые родители, сегодня мы с Вами встретились, чтобы поговорить о детской игре и игрушке. «Детская игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей», так высказывал свое мнение об игре выдающийся психолог Эльконин. Многие взрослые недооценивают роль игры. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает…..Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. Если ваш ребенок не играет, создайте ему дома необходимые для этого условия. Давайте ему возможность поиграть. Игра детей неотделима от игрушек. Что же такое игрушка? Игрушка – это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный выбор игрушек – серьезное дело.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать окружающий мир. Все что их окружает им интересно и достигает массу удовольствия. Все понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной для них деятельности – игре.
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это радость, познание и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. В игре ребенок творец и субъект совместной деятельности, в ней формируется его ум и чувства, способность к творчеству в предметной среде и общении. Через игру легче проникнуть в мир ребенка.
В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы, учится подчинять свои желания определенным требованиям.
В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми.
И игра вдвойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых близких и родных людей – родителей. Но современные условия жизни таковы, часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени.
Именно от родителей зависит, как будет развиваться их ребенок. Чтобы помочь малышу в этом, мало его любить. Нужно еще знать, какие игры, в каком возрасте принесут ему наибольшую пользу.
Но, к сожалению, папы и мамы, как показывает опыт редко играет со своими детьми: одни заняты на работе или по дому, другие не знают, как играть с ребенком, а третьи свободное время детей отводят на то, чтобы позаниматься с ними. Но нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Ему важно, чтобы мы поиграли вместе с ним, дали возможность пообщаться с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей.
Учитывая чрезмерную с одной стороны, занятость взрослых, с другой – желание вырастить детей здоровыми и счастливыми, мы сочли необходимым помочь вам родители и пригласили вас на эту встречу, чтобы привлечь внимание к игре и принести игровую деятельность в семью тем самым, организовав единое игровое пространство.
Непосредственным атрибутом игры является игрушка.
Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно и средство психического развития ребенка.
Для своевременного и всестороннего развития ребенка игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.
Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенностями психического развития ребенка. В младенчестве – это манипулирование. Общение взрослого с ребенком строится по схеме: взрослый – игрушка – ребенок. Ребенок учится действовать с предметами, активно подражая взрослым. (Мама учит ребенка следить за игрушкой: она так организует восприятие ребенка. Так ребенок учится смотреть и видеть.)
Впервые в этом возрасте у ребенка появляются предпочитаемые игрушки. Здесь имеет значение форма, цвет игрушки  и другие ее качества: одни предпочитают предметы домашнего обихода, другие любят кукол; одних влечет к маленьким предметам, других – к громоздким, крупным. Игры мальчиков и девочек различны, так обусловлены жизненной ролью, которая их ждет. Всех детей привлекают игрушки и предметы, с которыми можно действовать в соответствии со своими желаниями.
Необходимо тщательно подбирать игрушки для малышей. В наборе младенческих игрушек должны быть легче, пластмассовые, разноцветные, звучащие погремушки, специальные книжки.
Помимо игрушек с закрепленными функциями ребенок открывает для себя особые предметы, которыми можно заменять отсутствующий предмет. Например, палочка может замещать такие предметы: термометр, ложку, ребенка и т.д. полифункциональные предметы выступают для ребенка как особые игрушки, с помощью которых можно позабавиться и вообразить очень многое. Действовать с этими предметами он учится у взрослого. Ребенок раннего возраста любит собирать и хранить природные материалы (шишки, семена, палочки, камешки и т.д.) это развивает воображение ребенка и подготавливает развитие знаковой функции сознания.
Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных – мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. в раннем детстве ребенок в общении со взрослым выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске. Это подражательные действия. Взрослый предлагает куклу как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке. Ребенок, играя, учится эмоциональному отождествлению (идентификации). Для того чтобы ребенок полюбил игрушку, необходимо включение взрослого, оценивающего отношение взрослого.
В дошкольном возрасте сохраняются игрушки, развивающие соответствующие предметные  действия, сохраняется интерес к природному материалу.
Особое место у ребенка-дошкольника занимает кукла или мягкие игрушки.
Как для девочек, так и для мальчиков в игровом арсенале должны быть куклы. Именно кукла является прообразом человека, и игры с нею формируют у ребенка определенные качества: у мальчиков – мужественность, заботливое отношение к девочкам: «отцовские чувства»;у девочек – «материнские чувства», и бытовые качества (аккуратность, хозяйственность и пр.)
Обычно куклы для ребенка выбирают родители, но детям 5 и более лет лучше позволять сделать это самим. Нужно предложить ребенку хорошенько не торопясь, рассмотреть всех кукол, сказать, какая кукла и почему ему понравилась больше других, какие игры с ней он мог бы затеять. Но взрослый может показать ребенку, какая кукла понравилась ему, объяснить, что по его мнению, особенно хорошо в ней. Если выбор ребенка устойчив, лучше купить ему тут куклу, которую он предпочел.
Малышу 3 лет следует подарить одну куклу. Он станет заботиться о ней, как заботятся о нем родители. Для игры необходимо подобрать простые предметы кукольной одежды, посуда из пластмасс, кроватку, коляску и обязательно куски ткани, чтобы пеленать дочку. Для таких игр хорошо большие куклы голыши.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют маленькими куклами, так как игры требуют большого количества участников: воспитанников, школьников, зрителей в театре. Ребенок в этих играх, управляя целым коллективом, выступает как режиссер. В играх ребенок отражает то, что видит вокруг себя, о чем им рассказывают, читают, что показывают по телевизору. Жизнь и сказка прекрасно уживаются в игре.
Любимой детской игрушкой считается плюшевый медведь. Объяснить это можно тем, что в сказках он наделен рядом привлекательных человеческих черт. Это мягкое, ушастое существо с толстыми лапами для ребенка не зверь, а пришедший из сказки любимый герой.
Эти игрушки имеют значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Сначала во всем ребенку помогает взрослый. Ребенок учится от взрослого наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушками по своему усмотрению. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Ребенок, не понятый или обиженный взрослыми, обращается к любимой игрушке и находит утешение в игровой иллюзии общения.
Кукла и мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника. Это партнер по общению в игре ребенка.
На четвертом году жизни дети становятся наиболее требовательными к набору игрушек, они обязательно ищут нужную для задуманной игры. Дети в возрасте от 5 до 7 лет просят родителей купить им недостающую игрушку. Поэтому старшему дошкольнику лучше покупать игрушки набором.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обнаруживает интерес к играм – соревнованиям. Атрибуты таких игр тоже игрушки (мячи, кольца, прыгалки, луки и стрелы и многое другое). Ребенок осваивает эти предметы, чтобы в дальнейшим состязаться со сверстниками. Именно в дошкольном возрасте дети начинают целенаправленно тренироваться, осваивать атрибуты соревнований; учатся правилам той, или иной игры. От его стремления к победе развиваются личностные качества, как сдержанность, рефлексия, воля к  победе.
Какие игрушки нужны вашим детям?
Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игр. Игрушка помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.
Виды игрушек:
Сюжетные (образные) – куклы, фигурки, посуда, предметы домашнего обихода, фигурки животных, мебель.
Технические – транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.
Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков.
Маскарадно-елочные – (связанные с празднованием Нового года)
Спортивно-моторные – способствует повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения (куклы бибабо)
Музыкальные – погремушки, колокольчики, бубенчики, дудочки, пианино, балалайки и т.д.
Дидактические – с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д.(разнообразные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, пазлы, мозаики, лото и т.д.)
Строительные – (состоят из геометрических тел)
Таким образом, роль игрушки в дошкольном детстве бесценна. Она является средством психологического развития ребенка. Игрушки вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции, поддерживают бодрое настроение, развивают чувство  юмора и любознательность. Формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, способствует развитию основных движений, пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность. Для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом и ситуацией их использования.

2. Практическая часть
Психологическое упражнение «Моя любимая в детстве игрушка»
Психолог включает релаксационную музыку и медленно говорит: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное, почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам опять 5,6,7 лет. Представьте себя в этом возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играли. Она очень вам нравится, вы ее любите и стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости и вы улыбаетесь вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».
А теперь расскажите о том, что вы ощущали, о своей любимой игрушке.
Вывод: любимую игрушку мы помним всю жизнь, и это дает нам положительные эмоции.

Разбор ситуаций
Ситуация № 1
Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?
Сколько раз тебе говорила, как надо играть!
Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация № 2
Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?
Не сейчас: не видишь, я работаю.
Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.
Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.

Заключительная часть
Обратная связь:
- Поделитесь впечатлением от встречи. Что для Вас было интересным?

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:
«УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
.

Время проведения:
Форма проведения: круглый стол.
Цель: познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
Задачи: создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Ход мероприятия:    
Воспитатель начинает собрание со слов В.А.Сухомлинского: «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности».
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», - гласит
К сожалению, многие родители не могут служить для ребёнка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе.
Что же можно сделать для приобщения детей к здоровому образу жизни?
    1.Необходимо использовать целебные природные факторы окружающей среды: солнце, воздух, вода, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
     2.Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический     климат. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относится к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же улыбаться и дарить радость друг другу!
    3.Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышении защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня.
Режим дня - это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течении суток.
Прогулка - один из существенных компонентов режима дня. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом -неограниченно.
Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы дети ежедневно (и днём, и ночью) засыпали в одно и тоже время. Таким образом ,домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня в детском саду, и особенно в выходные дни.
    4.Полноценное питание-включение в рацион продуктов ,богатых витаминами А,В,С и Д, минеральными солями, а также белком. Чаще включайте в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определённых интервалов между приёмами пищи.
    5.Закаливание,как отмечал известный врач и педагог Ефим Аронович Аркин, для ослабленного ребёнка имеет большее значение, чем для здорового. У нас в саду проводятся следующие закаливающие мероприятия:
-проветривание помещения;
-ежедневные прогулки;
-облегчённая одежда в группе;
-хождение босиком по массажному коврику;
-контрастное воздушное закаливание;
-обширное умывание после сна;
-полоскание горла водой комнатной температуры.
Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обиды, беспокойства. Это может привести к невротическим расстройствам.
Если мы хотим видеть своих детей здоровыми - надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание-это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.
Помните: здоровье ребёнка в ваших руках!

В игры играем- восприятие развиваем.


  Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (дом, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию).  Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.               
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому.                                                                 Развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.
Школьное обучение уже с первых дней предъявляет большие требования к умению ребенком внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока, и пр.                                            Важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность и игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их воспринимать.

1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета.                                                    ! Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, мозаика, конструктор.
! Лото-вкладки
! Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия.
! Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.
Какие предметы изображены? Назови их.

! Узнавание точечных или пунктирных изображений предме­тов, геометрических фигур, букв, цифр.
Какие предметы изображены? Назови их.

! Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или  наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.

Какие буквы и цифры написаны здесь? Назови. 
! Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.
Напишите ряды цифр и букв, некоторые из которых написаны не правильно и предложите ребенку найти и зачеркнуть написанные неправильно.
! Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других.
Найди точно такую же группу букв среди остальных.

    ! Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.
Какие буквы написаны? Сколько их?

! Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.
Раздели все буквы на 3 группы. Чем похожи эти буквы?
Напишите букву и предложите ребенку превратить ее в другую. В какой цепочке получится больше букв.

Комментариев нет:

Отправить комментарий