СТАТЬИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром
посредством использования мнемотехники
                                                                                Фунтикова Л.С.воспитатель
            БДОУ Детский сад №41                                                   

«Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место - вещь, как предмет познания речи».
                                                                                                               Я.А.Коменский
Государственный обязательный стандарт образования РФ и Общеобразовательная учебная программа дошкольного воспитания и обучения   в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
         Поэтому ознакомление дошкольников с окружающим миром рассматривается как средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитании правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим является принцип наглядности, поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста.
В период активного познания окружающего мира, развития познавательных способностей у ребенка формируется восприятие, развивается речевая культура. Но развитие речи невозможно без развития памяти. Поэтому для запоминания и припоминания необходимо применять определенные приемы. В этом помогает мнемотехника, что в переводе с греческого значит «искусство запоминания».
Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении многих лет понимали, что мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.
Изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы своих коллег позволило прийти к выводу, что необходим комплексный подход  к образовательному процессу, направленному на ознакомление с окружающим миром. Такой подход включал в себя создание развивающей  предметно-пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей с учетом приемов мнемотехники, использование различных видов детской  деятельности, организацию активного участия родителей воспитанников. Таким образом должен был получиться целостный, а не разбитый на части образовательный процесс, позволяющий ребенку «прожить» ознакомление с предметным миром в разных видах деятельности, не испытывая сложности от предмета к предмету.
Проведение диагностики с целью выявления влияния использования наглядного материла на восприятие предметного окружения  дошкольниками позволило утвердиться в правильности выбора использования мнемотехники при ознакомлении с окружающим миром.
Результаты диагностики предполагали насыщение воспитательно-образовательного процесса дошкольников наглядностью во всех видах детской деятельности. А использование приемов мнемотехники позволяли обеспечивать эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение детьми полученной информации.
В начале работы обязательное включение мнемотехники в ознакомление с окружающим миром воспитанников вызывало несогласие. Затем, наблюдая результативность в усвоении детьми программного содержания при проведении разных видов деятельности пришли к выводу, что такой подход к организации педагогического процесса приведет к благоприятному всестороннему развитию наших воспитанников.
Большое внимание при ознакомлении детей с окружающим миром уделяли формированию представлений о близких им предметах и явлениях, совершенствованию лично-бытовых ориентировок. При этом учили детей выделять существенные и несущественные признаки и свойства предметов, обобщать, группировать и дифференцировать объекты по определенным признакам; устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
При ознакомлении детей с окружающими предметами заботились о разностороннем восприятии ребенком его свойств, давали возможность каждому ребенку хорошо рассмотреть объект, ощупать, подержать в руках, назвать и др. Обращали внимание на форму, цвет, основные части предмета («Как ты узнал, что это грузовик? Из чего он состоит? Где у него колеса, кузов, кабина?») При последующих беседах предлагали мнемодорожки  и мнемоквадраты, облегчающие детское восприятие того или иного предмета
       Понимая, что ознакомление с окружающим миром неразрывно связано с развитием речи детей и что для того, чтобы понять насколько ребенок знает название, знаком с внешним видом, назначением того или иного предмета необходимо, чтобы он рассказал об этом предмете, предлагали детям таблицы, которые способствовали выявлению полученных знаний.
Для закрепления знаний у детей полученных на занятиях проводили дидактические игры, которые требовали от детей умения объединять сходные предметы в пары, группировать объекты по заданному признаку («Найди, назови такой же», « Назови одним словом» и др). В процессе игр уточняли представления воспитанников о назначении предметов, учили целесообразно действовать с ними, а затем закрепляли знания детей с помощью мнемодорожек и мнемоквадратов.
При ознакомлении с окружающим миром как на занятиях, так и в повседневной жизни упражняли детей в различении и назывании цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и некоторых оттенков, в группировке предметов по цвету по слову и образцу или только по слову воспитателя. В качестве учебного материала использовали детали строительных наборов, дидактические игрушки, окрашенные в основные цвета. При этом эффективными были игры-поручения «Зажги фонарик», « Собери в корзину игрушки такого же цвета» и др. А также предложенные сначала готовые мнемодорожки, а затем предлагалось собирать мнемодорожки детям самостоятельно на закрепление необходимого цвета. Например, если детям предлагалось пятно зеленого цвета, то они к нему должны были выбрать из небольшого множества картинок  изображение огурца, травы, зеленого листочка, крокодила и др.
Осознавая, что дети  4 года жизни способны понимать несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием: посуда, мебель, одежда и др. учили группировать предметы по назначению, подводить к пониманию слов с обобщающим значением. Однако отношения между общим и частным осознаются детьми этого возраста своеобразно. Поэтому для лучшего усвоения данной темы, кроме дидактических игр и упражнений, предлагали  детям мнемодорожки по лексическим темам.
Большая работа по закреплению знаний и умений, полученных детьми на занятиях, проводилась во внеучебное время. Одна из любимых маленькими детьми игр — приготовление куклам еды и кормление кукол (зверят). Однако ребенку не достает жизненных впечатлений и его действия отличаются от действий взрослого. Поэтому проводили дидактические игры- занятия «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», «Сварим овощной суп», при этом использовали реальные предметы. Например, рассматривали с детьми сухой чай (заварку), затем засыпали его в чайник, заливали кипятком, давали настояться. При этом дети были не только зрителями, они давали советы, сравнивали сухую заварку и распаренные чаинки, определяли, что приятнее на вкус: кипяченная вода или чай. При последующих беседах использовали уже мнемодорожки для закрепления последовательности отражения окружающей действительности.
Таким образом, при использовании мнемотехники в ознакомлении с окружающим миром можно говорить о прогнозируемых результатах. В результате использования мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц – расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, сокращается время обучения, стимулируется познавательная активность детей.

Список литературы
1. ФГОС ДО 2013г.
2.Т.В.Большева «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

3. Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника». Москва, «Линка – Пресс», 2006.


Современный подход к организации предметно-развивающей
среды в детском саду
                                                                                                                                                                воспитатель Фунтикова Л.С.                                                                              
                                              г. Омск  БДОУ Детский сад №41                                                              

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»
                            Е.И.Тихеева
Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.
Педагогу важно организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать (и убрать) своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.
     При создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности, учитывающих антропометрические, физиологические и психологические особенности обитателя этой среды.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Внимательно наблюдая за каждым воспитанником, педагог вдумчиво и рационально организует развивающее пространство.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Итак, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребёнка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на зону ближайшего развития, т.е. на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, но «работает» на развитие).
Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга работоспособностью, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала и т.д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребёнку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнёт им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Одному нужны неоднократные повторения, чтобы закрепить необходимые знания, другой всё «схватывает на лету». Чуткие и опытные педагоги учитывают это и насыщают предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребёнка (уровней может быть как минимум три: низкий, средний, высокий).
Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (материал исследуемый, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалёком будущем).
Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю всегда надо учитывать. Память ребёнка – это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Проектируя предметно-пространственную среду, необходимо учитывать потребности ребенка, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Замечательно, если взрослый вместе с детьми регламентирует количество играющих в каждом уголке с помощью знаков-символов.
При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Так, мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам, они не могут изо дня в день делать одно и то же. Но и девочки, и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
   Создавая развивающую среду, следует позаботиться о том, чтобы дошкольник не потерял чувство защищённости и безопасности и, устав от окружающих, имел возможность перебраться в «тихий уголок», или «уголок отдыха», чтобы поиграть, полистать любимые книжки, просто помечтать. Педагог организует такое место, отделив его от играющих детей стационарной ширмой из бамбука или ткани. Торшер или настенные бра, мягкая мебель, коврик на полу, картина в пастельных тонах, спокойная релаксационная музыка, фонтан с журчащими струями воды порадуют глаз и слух, помогут ребёнку ненадолго уединиться, как бы спрятаться «в норку», восстановить силы.
Таким образом, организованная личностно-ориентированная среда в детском саду стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Список литературы:
1. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005
2. Нищева Н.В. – СПб.: Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-Пресс», 2005


Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста как одна из составляющих готовности к обучению в школе
                                                                              
                                                    воспитатель Фунтикова Л.С. 

                                          БДОУ г. Омска  Детский сад №41                                                            


Современная школа предъявляет некоторые требования к уровню знаний и умений воспитанников, что необходимо учитывать, переводя ребенка из детского сада на следующую ступень образования. Кроме того, родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. А если ребенок, имеющий недостаточный уровень готовности к школе, станет первоклассником, велика вероятность сложной адаптации к условиям школьного обучения, трудности при вхождении в режим школьной жизни, а так же других сопутствующих проблем (повышение уровня тревожности, постоянный стресс из-за психологического дискомфорта и др.). Такая ситуация, в свою очередь, может оказать не только негативное влияние на школьные успехи, но и привести к невротизации ребенка, ухудшению его здоровья и психологического самочувствия.
Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия.
Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе.
То есть, при обучении грамоте необходимо наличие до буквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова).
Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая по слоговым, а затем слитным способом чтения.
Таким образом, работа по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.
Разрабатывая вспомогательный материал по обучению грамоте детей старшей группы, понимали, что это позволит широко применять наглядный метод обучения и метод практических заданий; обеспечит максимальное использование фонематических, звуко-буквенных, графических средств, что создаст предпосылки для перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе; будет способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи; закрепит имеющиеся представления о звуко-буквенной системе родного языка; позволит ребёнку самостоятельно найти и исправить ошибку; облегчит педагогу работу по подбору дидактического материала.
     Выполняя задания на индивидуальных рабочих листах дети с удовольствием осваивают основы грамоты: правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи; различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие слова, звонкие, громкие и тихие; делить слова на слоги; дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно; определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного); рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы; выполнять упражнения для пальцев и кистей.
        При проведении работы с использованием вспомогательного материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста осуществляется тесная взаимосвязь педагогов и родителей, т.к. рабочие листы предлагаются родителям для просмотра, а дети могут раскрасить рисунки, выполнить штриховку, закрепить пройденный материал. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.
Таким образом, обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.     ФГОС ДО  2013 г.
2.     Бондаренко С.М. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991
3.     Журова Е.Н., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н Обучение дошкольников грамоте. М.:Школа-Пресс, 1998

4.     Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». – Изд. 2-е, перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2007. -64 с.     


Развитие математических способностей детей старшегодошкольного возраста – залог успешного обучения в школе

                                                                                                                                                                      Фунтикова Л.С.воспитатель  

                                                     г Омск БДОУ Детский сад №41                                                       

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость комплексной деятельности педагогов-дошкольников, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду.
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.
Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических способностей.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?
Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.
Актуальность данного вопроса натолкнула на необходимость разработки индивидуальных рабочих листов для овладения  математическими знаниями  дошкольниками. Целью, которых является создание условий для овладения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечение успешного развития способностей и мышления детей; разработка системы занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование элементарных математических представлений.
      Организуя работу по ФЭМП посредством использования индивидуальных рабочих листов, важно целенаправленно способствовать поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников; совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм; становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени; доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.
Практическая значимость такой педагогической деятельности определена в трёх аспектах:
-раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
-представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
-предлагается система разработок 36 занятий, рассчитанная на 9 месяцев (по 1 занятию в неделю)
-облегчается работа педагогу по подбору дидактического материала.
    Таким образом, проведение работы с использованием индивидуальных рабочих листов даст мощный толчок для овладения математическими знаниями и развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста, а педагога - побудит к собственным творческим поискам.

Литература:  
1.ФГОС ДО  2013 г.
2.З.А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников”, Москва, “Просвещение”, 1990 г.
3.Е.М. Минксин “От игры к знаниям”, Москва, 1984 г.

4.Е.И.. Соколова “Учимся считать до двадцати”, Ярославль, 2002г.









Комментариев нет:

Отправить комментарий