«Конструктор
LEGO как одно
средств познавательного и творческого развития старших дошкольников»
Фунтикова Любовь Сергеевна, воспитатель
БДОУ г.Омска «Детский сад №41»
|
|
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном
воспитании и является сложным
познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное
развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять
существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и
предметами.
Конструирование в ФГОС ДО
определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности,
способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а
также умений наблюдать и экспериментировать. Конструирование как излюбленный
детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие.
Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что
получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а
также в его процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка.
В
современном мире невозможно представить жизнь без механических машин,
запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды,
сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д. В ряде развитых
государств робототехника развивается в стремительном темпе. Уже с детского сада
дети имеют возможность посещать клубы и инновационные центры, посвященные
робототехнике и высоким технологиям. Так, например, Япония - страна, где
модернизация и робототехника возведены в культ. Именно поэтому мы наблюдаем
высокоскоростной технологический рост в этой стране.
Сегодня в мире наблюдается бум робототехнических
состязаний для детей и молодежи, включение программ обучения робототехнике,
механотронике, программированию в учебные планы школ, вузов, средних
профессиональных учебных заведений, а так же детских садов.
Овладение навыками начального технического
конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение
понятий конструкций и ее основных свойств (жесткости, прочности и
устойчивости), навык взаимодействия в группе дает конструирование нового
поколения.
Конструкторы LEGO - это специально разработанные конструкторы,
которые спроектированы таким
образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум
информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы
содержат простейшие механизмы для изучения на практике законов физики,
математики, информатики.
Необычайная
популярность LEGO объясняется просто - эта
забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей,
темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные
инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для
проявления креативности.
Внедрение технологии
LEGO – конструирования в детском
саду происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в
совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной
деятельности детей в течение дня. В процессе технологии LEGO – конструирования и робототехники дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки,
крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети
знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и
асимметричность, ориентировкой в пространстве. LEGO
– конструирование способствует развитию речевых
навыков: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что
формирует также коммуникативные навыки. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания
построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию
диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств
активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом
успешного обучения в школе.
Одна из основных
целей в технологии LEGO – конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение
знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы
как никогда раньше.
LEGO
– конструирование незаменимое средство в
коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на
все аспекты развития ребенка. Кроме того, LEGO
– конструирование – эффективное, воспитательное
средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении
вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок
становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально
отзывчивым.
Основными идеями современной технологии LEGO – конструирование являются:
- конкретизация принципа интегрированного
подхода в образовательной и воспитательной работе с детьми, что соответствует ФГОС
ДО;
- внесение новых элементов взаимодействия и
сотрудничества между детским садом, школой и родителями;
- отражение принципиально новых идей, которые
сводятся к тому, чтобы создать образовательную среду для ребенка, которая
облегчит возможность раскрытия его собственного потенциала, и позволит свободно
действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир.
Благодаря технологии LEGO – конструирования у детей
успешно развиваются такие психологические предпосылки овладения учебной
деятельностью:
- познавательная и учебная
мотивация;
- появляется мотив соподчинения
поведения и деятельности;
- умение работать по образцу и по
правилу, связанные с развитием произвольного поведения;
- умение создавать и обобщать,
(обычно возникающее не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста)
продукт деятельности.
Введение
современной технологии LEGO – конструирование в образовательный процесс детского сада обусловлено требованиями ФГОС ДО к
формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью
развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок
универсальных учебных действий.
Современные
дети живут в эпоху активной информатизации,
компьютеризации
и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы
человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и
аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего
возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются
понимать, как это устроено. Поэтому образование должно соответствовать целям
опережающего развития.
Использованная
литература:
1. Л.Я Гальперштейн Научно-популярное издания для детей
Серия «Я открываю мир». — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.
2. М.С. Ишмакова Конструирование в дошкольном образовании
в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр
образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
3. Лусс Т.С.
«Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью
Лего: пособие для педагогов-дефектологов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003.
4. Е.В. Фешина «Легоконструирование в детском саду»:
Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2011.