Детский сад №41
ПРОЕКТ
"Волшебство на грядке"
Автор проекта:
Фунтикова Л.С.
Омск 2017
Содержание
1
|
Введение
| |
1.1
|
Краткое обоснование проекта.
| |
1.2
|
Цель и задачи проекта.
| |
2
|
Основное содержание проекта
| |
2.1
|
Теоретическое обоснование проблемы
| |
2.2
|
Описание продукта проектирования
| |
2.3
|
Планирование деятельности по созданию продукта
| |
2.4
|
Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта
| |
2.5
|
Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта
| |
2.6
|
Оценка результатов дальнейшего внедрения
| |
3
|
Заключение
| |
4
|
Список использованной литературы
| |
5
|
Приложение
| |
5.1
| ||
5.2
| ||
5.3
|
Работа с родителями
| |
5.4
|
Проект «Волшебство на грядке»
Тип проекта
v доминирующая деятельность – Информационно-практико-ориентированный, исследовательский
v предметно-содержательная область –межпредметный
v характер координации – скрытая, открытая координация
v число участников – групповой
v продолжительность – среднесрочный
v характер контактов – внутригрупповой
v участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников.
v образовательные области: Социум, Творчество, Здоровье, Коммуникация, Познание.
1.Введение
1.1. Краткое обоснование проекта
Актуальность рассматриваемой темы связана в первую очередь с тем, что в настоящее время многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес у ребенка, если взрослые научат его наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Только таким образом можно решить задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия связывают с наблюдениями за результатами своего труда. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Понимание взрослыми того, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен, приводит к использованию детской проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательной работе детского сада. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
1.2. Цель проекта
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений через формирование знаний о ценности зелёных растений и правилах поведения с ними, потребности ухода за огородными культурами и цветами.
Задачи:
1. Создать условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.
2. Расширить кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию.
3. Воспитывать потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
4. Воспитывать чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
5. Вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Этапы проекта:
1. Организационно-подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
4. Аналитический.
2.Основное содержание проекта
2.1. Теоретическое обоснование проблемы
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады.
Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.
Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.
Таким образом, в дошкольном возрасте дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
2.2. Описание продукта проектирования
Продукт проектирования:
2.3. Планирование деятельности по созданию продукта
Этапы реализации проекта:
| |||||
№
|
Виды деятельности
|
Срок реализации
|
Ответственный
| ||
I. Организационно - подготовительный этап
| |||||
1.
|
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта
|
Январь 2017 г
|
Педагоги
| ||
2.
|
Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.)
|
Январь 2017 г
|
Педагоги
| ||
3.
|
Подбор и разработка наглядно-дидактического материала; художественной литературы
|
Январь 2017 г
|
Педагоги
| ||
4.
|
Подбор дидактических игр
|
Январь 2017 г
|
Педагоги
| ||
5.
|
Подбор форм работы с детьми и родителями воспитанников
|
Январь 2017 г
|
Педагоги
| ||
6.
|
Разработка перспективного плана
| ||||
7.
|
Разработка конспектов, сценариев для проведения воспитательно-образовательной работы с детьми.
|
Февраль 2017 г
|
Педагоги
| ||
8.
|
Разработка материалов для организации работы с родителями.
|
Февраль
2017 г
|
Педагоги
| ||
9.
|
Февраль
2017 г
|
Педагоги
| |||
10.
|
Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса.
|
Февраль
2017 г
|
Педагоги
| ||
II. Основной текуший этап
| |||||
1.
|
Диагностика знаний детей об овощах, цветах.
|
Март
2017 г
|
Педагоги
| ||
2.
|
Беседа о пользе овощей и фруктов
|
Март
2017 г
|
Педагоги
| ||
3.
|
Разговор-беседа на тему: « Что необходимо, чтобы растение росло»
|
Март
2017 г
|
Педагоги
| ||
4.
|
НОД «Зачем растению нужны семена?»
|
Апрель 2017 г
|
Педагоги
| ||
5.
|
Исследовательская деятельность «Знакомство с почвой»
|
Апрель
2017 г
|
Педагоги
| ||
6.
|
Труд в природе «Сажаем рассаду»
|
Апрель
2017 г
|
Педагоги
| ||
7.
|
Совместная деятельность с детьми «Посев семян цветов»
|
Апрель
2017 г
|
Педагоги
| ||
8.
|
Труд в природе «Посев редиса»
|
Май
2017 г
|
Педагоги
| ||
9.
|
НОД рисование «Желтый одуванчик»
|
Май
2017 г
|
Педагоги
| ||
10.
|
Исследовательская деятельность «Диковинный овощ»
|
Май
2017 г
|
Педагоги
| ||
11.
|
Консультация для родителей «Экологические игры для детей дома»
|
Май
2017 г
|
Педагоги
| ||
12.
|
Аппликация «Мой любимый цветок»
|
Июнь
2017 г
|
Педагоги
| ||
13.
|
Составление описательных рассказов «Овощи»
|
Июнь
2017 г
|
Педагоги
| ||
14.
|
Выставка плакатов «Сохраним родную природу!»
|
Июнь
2017 г
|
Педагоги
| ||
15.
|
Беседа на тему Зеленые друзья»
|
Июль
2017 г
|
Педагоги
| ||
16.
|
Лепка «Морковка для зайчика»
|
Июль
2017 г
|
Педагоги
| ||
17.
|
НОД «Овощи и фрукты - полезные продукты»
|
Июль
2017 г
|
Педагоги
| ||
18.
|
Развлечение «Поделки из овощей»
|
Август
2017 г
|
Педагоги
| ||
19.
|
Мастер-класс для родителей «Лэпбук. Закрепляем знания детей.»
|
Август
2017 г
|
Педагоги
| ||
20.
|
Выставка совместных рисунков
«Цветы и лето»
|
Сентябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
21.
|
Совместная деятельность «Собираем урожай»
|
Сентябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
22.
|
Труд в природе. Пересадка цветов из цветников.
|
Сентябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
23.
|
НОД «Овощи и фрукты: полезно и вкусно»
|
Октябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
24.
|
Развлечение «Праздник овощей»
|
Октябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
25.
|
Творческая самостоятельная деятельность. «Семена-художники»
|
Октябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
26.
|
Фотовыставка «Эколог с пелёнок»
|
Ноябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
27.
|
Диагностика знаний детей об овощах и цветах
|
Ноябрь 2017 г
|
Педагоги
| ||
28.
|
Выставка детской книги «Растения вокруг нас»
|
Декабрь 2017 г
|
Педагоги
| ||
III.Заключительный этап
| |||||
1.
| Фотокалейдоскоп «Воспоминания о лете» |
Декабрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
2.
| Оформление портфолио проекта |
Декабрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
IV. Аналитический этап
| |||||
1.
|
Рефлексия проделанной работы.
|
Январь
2018 г
|
Педагогический коллектив ДО
| ||
2.
|
Внешняя оценка проекта.
| ||||
Ресурсы проекта:
1. Человеческие (дети, воспитатели,родители).
2. Материальные (педагогическая литература, оборудование, пособия, ТСО, материалы ИЗО)
2.4. Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта
Ожидаемые результаты:
· Будут созданы условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.
· Расширится кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию.
· У детей появится потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
· Будет воспитано чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
· Родители будут вовлечены в совместную познавательно- исследовательскую деятельность.
Гипотеза:
Не следует сразу ожидать от детей высокого уровня знаний о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, но если в ходе реализации проекта
у детей будут сформированы эстетические чувства к родной природе; если дети познакомятся с основами экологической культуры, научатся ухаживать за растениями;
родители обогатят свои знания о растительном мире, уточнят допустимые формы ознакомления детей с природным окружением;
педагоги начнут проявлять более глубокий интерес к экологическому воспитанию дошкольников, расширят собственный кругозор о природе родного края,
то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
2.5. Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта
(материальные, технические, кадровые ресурсы)
Сдерживающие силы: пассивность родителей и педагогов ; большая подготовка к проведению проекта.
Устранение рисков: стимулирование мотивации родителей и педагогов для участия в проекте через использование различных форм организации мероприятий.
2.6. Оценка результатов дальнейшего внедрения продукта
Проект позволит:
· осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
· создать условия для роста активности и инициативы педагогов по применению экологических принципов на практике;
· сформировать умение педагога организовывать активные формы работы с родителями;
· осуществлять профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов для распространения педагогического опыта
Педагогические условия эффективности проекта:
Использование проекта в детском саду помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям; вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
3. Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
В реализации задач экологического воспитания дошкольников рекомендации для воспитателей в организации различных видов детской деятельности играют крайне важную роль; т.к.воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем мире; развивает мотивационно – оценочную сферу личности, а также коммуникативные умения по отношению к людям и природе.
Интеграция различных видов детской деятельности в процесс воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения.
Залогом успеха в экологическом воспитании дошкольников является системный и творческий подход. Разработанный проект по повышению уровня экологической воспитанности младших дошкольников показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников после проведения мероприятий оказался выше, чем до проекта
Дошкольный возраст - особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с природой - это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.
4.Список использованной литературы
1. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 2001 г., т. 1,2.
4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.- 240с. 5-09-003254-8.
5. Меремьянина О. Край, в котором я живу / О.Меремьянова// Дошкольное воспитание. -1999. - №5.- С.44-39.
6. Меремьянина О. «Край, в котором я живу» / Дошкольное воспитание. -1999 г. - № 5.-44-39стр.
7. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
8. Программа воспитание и обучения в детском саду / М.А.Васильевой.- М.: Просвещение, 1985.-240с.
9. РыбаковБ.В.Народный календарь / Б.В.Рыбаков.- Средний урал, 1980.-80с.
10. УрунтаеваТ.А.Знакомим малышей с окружающим миром / Т.А.Урунтаева, А.М.Афонькина.- М., 1997.- 104с.- ISBN 5-7042-1124-0
11. Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста. - Волгоград, " Перемена", 1994 г
Экологический проект для детей II
младшей группы
«Огород на окошке»
«Огород на окошке»
1. Аннотация проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым
зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность,
наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений,
родители.
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами,
умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную
исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа –
подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
- Цикл познавательных занятий (элементарные научные
сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
- Исследовательская и практическая деятельность детей по
изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
- Презентация проекта «Огород на окошке».
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных
группах с посадкой новых огородных культур.
2. Обоснование социальной значимости
проекта
Актуальность проекта:Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не
подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если
взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое
существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит
от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное
растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать
состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом,
решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного,
эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг
себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за
растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде
всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за
полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные
качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том,
что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют
представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их
роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно
развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки
активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для
поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и
развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в
помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для
этого огород на окне.
3. Цели проекта
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами,
умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную
исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
- Формировать у детей знания о росте и потребности
растений;
- Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными
культурами;
- Учить ребенка оформлять результаты наблюдений
(календарь жизни культур);
- Развивать любознательность, интерес к исследовательской
деятельности, экспериментированию;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к
растениям;
- Формировать партнерские взаимоотношения между
педагогом, детьми и родителями.
4. Методология проекта
Основные этапы и направления
реализации цели проекта:
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта.
- Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой
теме.
- Организация предметно – развивающей среды по теме
проекта.
- Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
- Рассматривание иллюстративного материала по теме
проекта.
Взаимодействие с семьей.
- Сбор необходимого материала для создания огорода.
- Совместное обсуждение мероприятий по выполнению
проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
- Беседа с детьми познавательного характера.
- Организация предметно – развивающей среды по теме.
- Подготовка информации для родительских уголков.
- Организация конкурсов, развлечений, выставок.
- Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и
Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
Деятельность детей:
- Посадка семян в землю.
- Уход за растениями.
- Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
- Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
- Игровая, двигательная деятельность.
- Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и
детей:
- Рассказы воспитателя, чтение детской художественной
литературы.
- Различные виды изобразительной деятельности на
экологическую тематику.
- Работа дневником наблюдения.
- Просмотр фильмов о растениях.
- Сбор коллекций семян.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об
овощах, травах.
- Труд в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
- Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
- Презентация проекта.
- Представление опыта.
Деятельность детей:
- Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
- Участие в презентации проекта «Огород на окошке»
Распространение опыта.
- Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной
работой.
- Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для
родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
- «Что такое «Огород на окне»,
- «У Луки и Лукерьи»,
- «Растения – это жизнь»,
- «Семена»,
- «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная
деятельность:
- «Строение растений»,
- «Рост и развитие растений»,
- «Земля, какая она?»,
- «Вода и росток»,
- «Солнце и росток»,
- «Проращивание семян»,
3. Практическая деятельность и
трудовые поручения:
- Отбор и посев семян.
- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в
«огороде».
4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена»,
«Первые всходы».
5. Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный
мешочек».
- Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных
растений, которые можно вырастить на подоконнике.
- Рассматривание различных семян.
6. Художественно-творческая
деятельность детей.
- Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
- Изготовление табличек-указателей с названием растений и
первых восходов.
- Рисование «Лук от всех недуг»
- Лепка «Овощи большие и маленькие»,
- Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»
7. Речь и речевое общение.
- Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
- Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
- Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
- Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и
поговорок об овощах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома «Наш первый огород».
10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и
художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий:
конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: компьютер,
музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.
Предполагаемое распределение ролей в
проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором
нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур),
эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного
возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды
группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной
деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена,
материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для
эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь
детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие
непредвиденные обстоятельства.
5. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
№ Этапа
|
Содержание деятельности
|
Срок реализации
|
Ответственные
за выполнение
|
1) Подготовительный
|
1. Определение цели и задач
проекта.
2. Анализ имеющихся условий в
группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала
о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка комплексно -
тематического плана работы
5. Создание условий для
организации работы в «огороде на окне»
|
Февраль
|
Педагог
группы
|
2) Основной
|
1. Рассматривание семян (укропа,
огурца, помидора) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и
практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания
культурных насаждений:
3. Отражение результата
через художественно-творческую
деятельность.
|
Февраль
Март
Апрель
|
Педагог
группы
|
3) Заключительный
|
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш
зеленый огород!».
3. Презентация проекта «Огород на
окошке» в заключении конкурса.
4. Изготовление стенгазеты «Наши зимние
будни в детском саду»
|
Апрель
|
Педагог
группы
|
6. Ожидаемые результаты, механизм
мониторинга и оценки результатов проекта
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение.
Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие
овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать
некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют
опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения
и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное
участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за
растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за
выполнение поручения, за полученный результат, обязательность,
целеустремленность. Для понимания результатов нашей практической работы мы
провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической
деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на окне».
Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта
со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и
беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в
таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий,
средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные
результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.
Таблица
Ф.И.О.
|
Проявляет интерес к растительным
культурам
|
Знает и называет несколько овощных
культур
|
Различает и называет строение
овощных культур
|
Знает условия роста растений
|
Итог
|
||||
На начало проекта
|
На конец проекта
|
На начало проекта
|
На конец проекта
|
На начало проекта
|
На конец проекта
|
На начало проекта
|
На конец проекта
|
||
1.
|
|||||||||
2.
|
|||||||||
3.
|
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности
в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные
части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках.
Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и
потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в
уходе за растениями.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям.
Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется
определить части растений. Связи между растениями и его потребностями
самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого
желания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса
к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его
роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.
Результаты повторной диагностики,
как мы и ожидали, были выше в среднем на 21 %, что позволило нам сделать вывод
о том, что уровень интереса детей II младшей группы к исследовательской
деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали
различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за
растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать.
7. Перспективы дальнейшего развития
проекта
Наш проект подтвердил, что и в
дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края,
формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать
навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит
интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно
и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить
данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта
расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях,
необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться
красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились
наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно
взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта
(дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных
результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов
дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление
материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных
средств, родительской, спонсорской помощи.
Библиографический список:
1. Иванова А.И. «Экологические
наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир,
в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
3. Николаева С.Н. «Воспитание
экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг
нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий