ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Детский сад №41






ПРОЕКТ
"Волшебство на грядке"


Автор проекта:
Фунтикова Л.С.












Омск 2017


Содержание
1
Введение

1.1
Краткое обоснование проекта.

1.2
Цель и задачи проекта.

2
Основное содержание проекта

2.1
Теоретическое обоснование проблемы

2.2
Описание продукта проектирования

2.3
Планирование деятельности по созданию продукта

2.4
Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта

2.5
Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта 

2.6
Оценка результатов дальнейшего внедрения

3
Заключение

4
Список использованной литературы

5
Приложение

5.1


5.2


5.3
Работа с родителями


5.4

















Проект «Волшебство на грядке»


Тип проекта

v доминирующая деятельность – Информационно-практико-ориентированный, исследовательский
v предметно-содержательная область –межпредметный
v характер координации – скрытая, открытая координация
v число участников – групповой
v продолжительность – среднесрочный
v характер контактов – внутригрупповой
v участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников.
v образовательные области: Социум, Творчество, Здоровье, Коммуникация, Познание.














1.Введение

1.1.         Краткое обоснование проекта
Актуальность рассматриваемой темы связана в первую очередь с тем, что в настоящее время многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес у ребенка, если взрослые научат его наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Только таким образом можно решить задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия связывают с наблюдениями за результатами своего труда. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
         Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Понимание  взрослыми того, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен, приводит к использованию детской проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательной работе детского сада. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.



1.2.          Цель проекта
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений через формирование знаний о ценности зелёных растений и правилах поведения с ними, потребности ухода за огородными культурами и цветами.
Задачи:
1Создать условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.
2. Расширить кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию. 
3. Воспитывать потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
4. Воспитывать чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
5. Вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Этапы проекта:
                              1. Организационно-подготовительный.
                              2. Основной.
                              3. Заключительный.
                              4. Аналитический.

2.Основное содержание проекта
2.1. Теоретическое обоснование проблемы
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады.
Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.
Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.
Таким образом, в дошкольном возрасте дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.









2.2. Описание продукта проектирования
Продукт проектирования:






































2.3. Планирование деятельности по созданию продукта
Этапы реализации проекта:
Виды деятельности
Срок реализации
Ответственный
I.      Организационно - подготовительный этап
1.
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта
Январь 2017 г
Педагоги
2.
Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.)
Январь 2017 г
Педагоги
3.
Подбор и разработка наглядно-дидактического материала; художественной литературы
Январь 2017 г
Педагоги
4.
Подбор дидактических игр
Январь 2017 г
Педагоги
5.
Подбор форм работы с детьми и родителями воспитанников
Январь 2017 г
Педагоги
6.
Разработка перспективного плана


7.
Разработка конспектов, сценариев для проведения воспитательно-образовательной работы с детьми.
Февраль 2017 г
Педагоги
8.
Разработка материалов для организации работы с родителями.
Февраль
 2017 г
Педагоги
9.

Февраль
 2017 г
Педагоги
10.
Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса.
Февраль
 2017 г
Педагоги
II. Основной текуший этап
1.
Диагностика знаний детей об овощах, цветах.
Март
2017 г
Педагоги
2.
Беседа о пользе овощей и фруктов
Март
2017 г
Педагоги
3.
Разговор-беседа на тему: « Что необходимо, чтобы растение росло»
Март
2017 г
Педагоги
4.
НОД «Зачем растению нужны семена?»
Апрель 2017 г
Педагоги
5.
Исследовательская деятельность «Знакомство с почвой»
Апрель
 2017 г
Педагоги
6.
Труд в природе «Сажаем рассаду»

Апрель
 2017 г
Педагоги
7.
Совместная деятельность с детьми «Посев семян цветов»
Апрель
2017 г
Педагоги
8.
Труд в природе «Посев редиса»
Май
2017 г
Педагоги
9.
НОД рисование «Желтый одуванчик»
Май
 2017 г
Педагоги
10.
Исследовательская деятельность «Диковинный овощ»
Май
 2017 г
Педагоги
11.
Консультация для родителей «Экологические игры для детей дома»
Май
2017 г
Педагоги
12.
Аппликация «Мой любимый цветок»
Июнь
2017 г
Педагоги
13.
Составление описательных рассказов «Овощи»
Июнь
2017 г
Педагоги
14.
Выставка плакатов «Сохраним родную природу!»
Июнь
2017 г
Педагоги
15.
Беседа на тему Зеленые друзья»
Июль
2017 г
Педагоги
16.
Лепка «Морковка для зайчика»
Июль
2017 г
Педагоги
17.
НОД «Овощи и фрукты - полезные   продукты»
Июль
 2017 г
Педагоги
18.
Развлечение «Поделки из овощей»
Август
2017 г
Педагоги
19.
Мастер-класс для родителей «Лэпбук. Закрепляем знания детей.»
Август
2017 г
Педагоги
20.
Выставка совместных рисунков
«Цветы и лето»
Сентябрь
2017 г
Педагоги
21.
Совместная деятельность «Собираем урожай»
Сентябрь
2017 г
Педагоги
22.
Труд в природе. Пересадка цветов из цветников.
Сентябрь
2017 г
Педагоги
23.
НОД «Овощи и фрукты: полезно и вкусно»
Октябрь
2017 г
Педагоги
24.
Развлечение «Праздник овощей»
Октябрь
2017 г
Педагоги
25.
Творческая самостоятельная деятельность. «Семена-художники»
Октябрь
2017 г
Педагоги
26.
Фотовыставка «Эколог с пелёнок»
Ноябрь
2017 г
Педагоги
27.
Диагностика знаний детей об овощах и цветах
Ноябрь 2017 г
Педагоги
28.
Выставка детской книги «Растения вокруг нас»
Декабрь 2017 г
Педагоги
III.Заключительный этап
1.
Фотокалейдоскоп «Воспоминания о лете»
Декабрь
2017 г
Педагоги
2.
Оформление портфолио проекта
Декабрь
2017 г
Педагоги
IV. Аналитический этап
1.
Рефлексия проделанной работы.
Январь
 2018 г
Педагогический коллектив ДО
2.
Внешняя оценка проекта.




Ресурсы проекта:
1. Человеческие (дети, воспитатели,родители).
2. Материальные (педагогическая  литература, оборудование, пособия, ТСО, материалы ИЗО)

2.4. Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта

Ожидаемые  результаты:
·        Будут созданы условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.
·        Расширится кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию. 
·        У детей появится потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
·        Будет воспитано чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
·        Родители будут вовлечены в совместную познавательно- исследовательскую деятельность.
Гипотеза:
          Не следует сразу ожидать от детей высокого уровня знаний о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, но если в ходе реализации проекта
          у детей будут сформированы эстетические чувства к родной природе;  если дети познакомятся с  основами экологической культуры, научатся ухаживать за растениями;
          родители обогатят свои знания о растительном мире, уточнят допустимые формы ознакомления детей с природным окружением;
          педагоги начнут проявлять более глубокий интерес к экологическому воспитанию дошкольников, расширят собственный кругозор о природе родного края,
          то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
2.5. Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта
(материальные, технические, кадровые ресурсы)
Сдерживающие силы: пассивность родителей и педагогов ;  большая подготовка к проведению проекта.
Устранение рисков: стимулирование мотивации родителей и педагогов для участия в проекте через использование различных форм организации мероприятий.

2.6.         Оценка результатов дальнейшего внедрения продукта

Проект позволит:
·        осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
·        создать условия для роста активности и инициативы педагогов по применению экологических принципов на практике;
·        сформировать умение педагога организовывать активные формы работы с родителями;
·        осуществлять профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов для распространения педагогического опыта
Педагогические условия эффективности проекта:
Использование проекта в детском саду помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям;  вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

3. Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
В реализации задач экологического воспитания дошкольников рекомендации для воспитателей в организации различных видов детской деятельности играют крайне важную роль; т.к.воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем мире; развивает мотивационно – оценочную сферу личности, а также коммуникативные умения по отношению к людям и природе.
 Интеграция различных видов детской деятельности в процесс воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения.
Залогом успеха в экологическом воспитании дошкольников является системный и творческий подход. Разработанный проект по повышению уровня экологической воспитанности младших дошкольников показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников после проведения мероприятий оказался выше, чем до проекта
Дошкольный возраст - особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с природой - это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.






4.Список использованной литературы

1.     Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.
2.     Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
3.     Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 2001 г., т. 1,2.
4.     Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.- 240с. 5-09-003254-8.
5.     Меремьянина О. Край, в котором я живу / О.Меремьянова// Дошкольное воспитание. -1999. - №5.- С.44-39.
6.     Меремьянина О. «Край, в котором я живу» / Дошкольное воспитание. -1999 г. - № 5.-44-39стр.
7.     Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
8.     Программа воспитание и обучения в детском саду / М.А.Васильевой.- М.: Просвещение, 1985.-240с.
9.     РыбаковБ.В.Народный календарь / Б.В.Рыбаков.- Средний урал, 1980.-80с.
10.  УрунтаеваТ.А.Знакомим малышей с окружающим миром / Т.А.Урунтаева, А.М.Афонькина.- М., 1997.- 104с.- ISBN 5-7042-1124-0
11.  Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста. - Волгоград, " Перемена", 1994 г





Комментариев нет:

Отправить комментарий