Детский сад №41
ПРОЕКТ
"Волшебство на грядке"
Автор проекта:
Фунтикова Л.С.
Омск 2017
Содержание
1
|
Введение
| |
1.1
|
Краткое обоснование проекта.
| |
1.2
|
Цель и задачи проекта.
| |
2
|
Основное содержание проекта
| |
2.1
|
Теоретическое обоснование проблемы
| |
2.2
|
Описание продукта проектирования
| |
2.3
|
Планирование деятельности по созданию продукта
| |
2.4
|
Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта
| |
2.5
|
Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта
| |
2.6
|
Оценка результатов дальнейшего внедрения
| |
3
|
Заключение
| |
4
|
Список использованной литературы
| |
5
|
Приложение
| |
5.1
| ||
5.2
| ||
5.3
|
Работа с родителями
| |
5.4
|
Проект «Волшебство на грядке»
Тип проекта
v доминирующая деятельность – Информационно-практико-ориентированный, исследовательский
v предметно-содержательная область –межпредметный
v характер координации – скрытая, открытая координация
v число участников – групповой
v продолжительность – среднесрочный
v характер контактов – внутригрупповой
v участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников.
v образовательные области: Социум, Творчество, Здоровье, Коммуникация, Познание.
1.Введение
1.1. Краткое обоснование проекта
Актуальность рассматриваемой темы связана в первую очередь с тем, что в настоящее время многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес у ребенка, если взрослые научат его наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Только таким образом можно решить задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия связывают с наблюдениями за результатами своего труда. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Понимание взрослыми того, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен, приводит к использованию детской проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательной работе детского сада. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
1.2. Цель проекта
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений через формирование знаний о ценности зелёных растений и правилах поведения с ними, потребности ухода за огородными культурами и цветами.
Задачи:
1. Создать условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.
2. Расширить кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию.
3. Воспитывать потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
4. Воспитывать чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
5. Вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Этапы проекта:
1. Организационно-подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
4. Аналитический.
2.Основное содержание проекта
2.1. Теоретическое обоснование проблемы
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады.
Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.
Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.
Таким образом, в дошкольном возрасте дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
2.2. Описание продукта проектирования
Продукт проектирования:
2.3. Планирование деятельности по созданию продукта
Этапы реализации проекта:
| |||||
№
|
Виды деятельности
|
Срок реализации
|
Ответственный
| ||
I. Организационно - подготовительный этап
| |||||
1.
|
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта
|
Январь 2017 г
|
Педагоги
| ||
2.
|
Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.)
|
Январь 2017 г
|
Педагоги
| ||
3.
|
Подбор и разработка наглядно-дидактического материала; художественной литературы
|
Январь 2017 г
|
Педагоги
| ||
4.
|
Подбор дидактических игр
|
Январь 2017 г
|
Педагоги
| ||
5.
|
Подбор форм работы с детьми и родителями воспитанников
|
Январь 2017 г
|
Педагоги
| ||
6.
|
Разработка перспективного плана
| ||||
7.
|
Разработка конспектов, сценариев для проведения воспитательно-образовательной работы с детьми.
|
Февраль 2017 г
|
Педагоги
| ||
8.
|
Разработка материалов для организации работы с родителями.
|
Февраль
2017 г
|
Педагоги
| ||
9.
|
Февраль
2017 г
|
Педагоги
| |||
10.
|
Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса.
|
Февраль
2017 г
|
Педагоги
| ||
II. Основной текуший этап
| |||||
1.
|
Диагностика знаний детей об овощах, цветах.
|
Март
2017 г
|
Педагоги
| ||
2.
|
Беседа о пользе овощей и фруктов
|
Март
2017 г
|
Педагоги
| ||
3.
|
Разговор-беседа на тему: « Что необходимо, чтобы растение росло»
|
Март
2017 г
|
Педагоги
| ||
4.
|
НОД «Зачем растению нужны семена?»
|
Апрель 2017 г
|
Педагоги
| ||
5.
|
Исследовательская деятельность «Знакомство с почвой»
|
Апрель
2017 г
|
Педагоги
| ||
6.
|
Труд в природе «Сажаем рассаду»
|
Апрель
2017 г
|
Педагоги
| ||
7.
|
Совместная деятельность с детьми «Посев семян цветов»
|
Апрель
2017 г
|
Педагоги
| ||
8.
|
Труд в природе «Посев редиса»
|
Май
2017 г
|
Педагоги
| ||
9.
|
НОД рисование «Желтый одуванчик»
|
Май
2017 г
|
Педагоги
| ||
10.
|
Исследовательская деятельность «Диковинный овощ»
|
Май
2017 г
|
Педагоги
| ||
11.
|
Консультация для родителей «Экологические игры для детей дома»
|
Май
2017 г
|
Педагоги
| ||
12.
|
Аппликация «Мой любимый цветок»
|
Июнь
2017 г
|
Педагоги
| ||
13.
|
Составление описательных рассказов «Овощи»
|
Июнь
2017 г
|
Педагоги
| ||
14.
|
Выставка плакатов «Сохраним родную природу!»
|
Июнь
2017 г
|
Педагоги
| ||
15.
|
Беседа на тему Зеленые друзья»
|
Июль
2017 г
|
Педагоги
| ||
16.
|
Лепка «Морковка для зайчика»
|
Июль
2017 г
|
Педагоги
| ||
17.
|
НОД «Овощи и фрукты - полезные продукты»
|
Июль
2017 г
|
Педагоги
| ||
18.
|
Развлечение «Поделки из овощей»
|
Август
2017 г
|
Педагоги
| ||
19.
|
Мастер-класс для родителей «Лэпбук. Закрепляем знания детей.»
|
Август
2017 г
|
Педагоги
| ||
20.
|
Выставка совместных рисунков
«Цветы и лето»
|
Сентябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
21.
|
Совместная деятельность «Собираем урожай»
|
Сентябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
22.
|
Труд в природе. Пересадка цветов из цветников.
|
Сентябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
23.
|
НОД «Овощи и фрукты: полезно и вкусно»
|
Октябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
24.
|
Развлечение «Праздник овощей»
|
Октябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
25.
|
Творческая самостоятельная деятельность. «Семена-художники»
|
Октябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
26.
|
Фотовыставка «Эколог с пелёнок»
|
Ноябрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
27.
|
Диагностика знаний детей об овощах и цветах
|
Ноябрь 2017 г
|
Педагоги
| ||
28.
|
Выставка детской книги «Растения вокруг нас»
|
Декабрь 2017 г
|
Педагоги
| ||
III.Заключительный этап
| |||||
1.
| Фотокалейдоскоп «Воспоминания о лете» |
Декабрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
2.
| Оформление портфолио проекта |
Декабрь
2017 г
|
Педагоги
| ||
IV. Аналитический этап
| |||||
1.
|
Рефлексия проделанной работы.
|
Январь
2018 г
|
Педагогический коллектив ДО
| ||
2.
|
Внешняя оценка проекта.
| ||||
Ресурсы проекта:
1. Человеческие (дети, воспитатели,родители).
2. Материальные (педагогическая литература, оборудование, пособия, ТСО, материалы ИЗО)
2.4. Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта
Ожидаемые результаты:
· Будут созданы условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.
· Расширится кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию.
· У детей появится потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
· Будет воспитано чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
· Родители будут вовлечены в совместную познавательно- исследовательскую деятельность.
Гипотеза:
Не следует сразу ожидать от детей высокого уровня знаний о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, но если в ходе реализации проекта
у детей будут сформированы эстетические чувства к родной природе; если дети познакомятся с основами экологической культуры, научатся ухаживать за растениями;
родители обогатят свои знания о растительном мире, уточнят допустимые формы ознакомления детей с природным окружением;
педагоги начнут проявлять более глубокий интерес к экологическому воспитанию дошкольников, расширят собственный кругозор о природе родного края,
то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
2.5. Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта
(материальные, технические, кадровые ресурсы)
Сдерживающие силы: пассивность родителей и педагогов ; большая подготовка к проведению проекта.
Устранение рисков: стимулирование мотивации родителей и педагогов для участия в проекте через использование различных форм организации мероприятий.
2.6. Оценка результатов дальнейшего внедрения продукта
Проект позволит:
· осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
· создать условия для роста активности и инициативы педагогов по применению экологических принципов на практике;
· сформировать умение педагога организовывать активные формы работы с родителями;
· осуществлять профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов для распространения педагогического опыта
Педагогические условия эффективности проекта:
Использование проекта в детском саду помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям; вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
3. Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
В реализации задач экологического воспитания дошкольников рекомендации для воспитателей в организации различных видов детской деятельности играют крайне важную роль; т.к.воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем мире; развивает мотивационно – оценочную сферу личности, а также коммуникативные умения по отношению к людям и природе.
Интеграция различных видов детской деятельности в процесс воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения.
Залогом успеха в экологическом воспитании дошкольников является системный и творческий подход. Разработанный проект по повышению уровня экологической воспитанности младших дошкольников показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников после проведения мероприятий оказался выше, чем до проекта
Дошкольный возраст - особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с природой - это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.
4.Список использованной литературы
1. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 2001 г., т. 1,2.
4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.- 240с. 5-09-003254-8.
5. Меремьянина О. Край, в котором я живу / О.Меремьянова// Дошкольное воспитание. -1999. - №5.- С.44-39.
6. Меремьянина О. «Край, в котором я живу» / Дошкольное воспитание. -1999 г. - № 5.-44-39стр.
7. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
8. Программа воспитание и обучения в детском саду / М.А.Васильевой.- М.: Просвещение, 1985.-240с.
9. РыбаковБ.В.Народный календарь / Б.В.Рыбаков.- Средний урал, 1980.-80с.
10. УрунтаеваТ.А.Знакомим малышей с окружающим миром / Т.А.Урунтаева, А.М.Афонькина.- М., 1997.- 104с.- ISBN 5-7042-1124-0
11. Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста. - Волгоград, " Перемена", 1994 г
Комментариев нет:
Отправить комментарий